о змеицах Калинова моста и Бабе-ЯгеСовершенно исключительный исторический интерес представляют сказки, в которых врага-
ми русского богатыря являются не Змеи, а змеихи, жёны и сестры убитых змеев, или Баба-Яга, ез-
дящая верхом на коне во главе своего воинства. Есть некоторые различия в облике женоподобных
врагов богатыря в группе сказок «О трёх царствах» и в группе «Бой со Змеем на калиновом мос-
ту».
читать дальшеРассмотрим первую группу («О трёх царствах»). В отличие от Змея, который выступает еди-
нолично, без сопровождающего его войска, являясь благодаря своей многоголовости как бы сим-
волом множественности нападающих, Баба-Яга располагает «ратью-силой несметной». Её много-
численное войско «как бы оболок катится по краю неба». Богатыри побеждают войско Яги, и она
проваливается в подземелье, куда за ней следует и герой сказки.
Несколько по-иному выглядят женщины-враги в сказках «Бой на калиновом мосту». В оси-
ротевшей после гибели Змея змеиной земле змеиная мать и змеиные жёны и сестры замышляют
расправу с богатырями-победителями. Жены-змеихи превращаются в различные привлекательные
предметы: в яблоневый сад с «духовитыми» яблоками, в колодец с ключевой водой, в кровать с
пуховой периной и «одеялком соболиным». Пользование всеми этими благами для усталых от по-
хода богатырей должно кончиться их погибелью, но сказка избавляет их от соблазнов для того,
чтобы устрашить главной опасностью – местью Змеихи-матери. Змеиха-мать обрисована космиче-
скими чертами: она обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену и поджи-
дает богатырей. Иногда, «раззявив рот так, що одна губа по-пид облаками, а друга по земли воло-
чется», она проглатывает богатырей с их конями. Иван Сучич освобождается от Змеихи и часто
ищет защиты у ковалей Кузьмы и Демьяна. В ряде сказок, где происходит бой на мосту, место Змеихи-матери занимает Баба-Яга, уже
известная нам по вариантам сказок «о трёх царствах». Баба-Яга гонится за богатырем, но ему уда-
ется задержать её, бросая ей в огромную пасть то пять пудов соли, то стог сена, то поленницу дров.
Иногда против Яги выступают быки и кони, пасущиеся в поле.
Во всех сказках, где существует мотив преследования героя Бабой-Ягой. Убежищем героя является кузница.
Спаситель-кузнец не всегда носит традиционное имя Кузьмодемьяна, но весь
ход событий одинаков с легендами о Кузьме и Демьяне (или Кузьмодемьяне):
Хронологическое приурочение этого комплекса не так ясно, как предыдущего. Змеихи-жёны
– это не амазонки, самостоятельные воительницы матриархата. Это – просто женское население,
оставленное в тылу и не принимавшее участия в нападении. то же
читать дальше
