Сходили мы сегодня с Леной на фильм "Царь" Павла Лунгина в Родину. Гордо понервничав и заняв свои места с интересом и предвкушением воззрились на экран, и, наверное, не зря.
У фильма есть довольно большое число положительных качеств, к которым, несомненно, относятся игра Мамонова и Янковского, для Янковского роль Митрополита Филиппа Колычева стала, к сожалению, последней.
Фильм, на мой взгляд, сделан весьма неплохо. Качественно. Есть сильные и хорошо снятые сцены, которые берут за душу, есть чудесные актеры, есть, в конце концов, режиссер, который хочет, и который многое вкладывает в то, чтобы снять нечто действительно стоящее, могущее войти в историю кинематографа на века. И, на не слишком искушенного зрителя, этот фильм и правда может произвести сильнейшее впечатление. Однако, не могу никак отнести его к тому разряду, на который он, казалось бы претендует.
Фильм старается показать нам ужасы времени правления Ивана Грозного, старается задеть за живое, затронуть глубинные струны русской души, вызвать отклик, который мог бы перевернуть сознание, заставить обливаться слезами и довести до полного духовного истощения, как это иногда бывает, но увы, я не могу сказать, чтобы фильму это удалось. И видно, что он пытается, и видно, что тянется он к этим самым несчастным струнам - да вот только руки коротковаты. Не дотягивает(ся).
Когда смотришь этот фильм - волей-неволей возникают аллюзии с фильмами Тарковского ("Андрей Рублёв" ) и Эйзенштейна (Иван Грозный), и, увы, как ни крути, Царя в один ряд с ними поставить не удаётся. Несмотря на все эффекты, несмотря на то, что вроде бы внешне - и темы они схожие затрагивают, и даже по духу что-то близкое есть - не ровня Лунгину ни Эйзенштейн, ни, тем более Тарковский. Если сравнивать творения этих режиссеров, то, если можно так выразиться, Тарковский - это вечная мерзлота, тогла как Лунгин - это первый лед на поверхности лужицы. Тарковского можно копать до бесконечности, вгрызаясь в лед, растапливая его, чтобы понять, что же там, внизу, тогда как на Лунгина достаточно легонько надавить - и вот он уже у тебя в руках.
Лунгин, на мой взгляд, недостаточно глубок. Нету в нем той тайны русской, нету в нем глубины. На первый взгляд - да, страшное время, бесноватый царь, творящий беззакония во имя добра и государства, и вот добрый Митрополит, и, как всегда, народ, но что дальше? Что за всем этим? А за всем этим та прописная истина, которую к тому же, совсем для тупых, озвучивают в конце фильма, когда Иван произносит "Где же люди? Где мой народ?" Как это модно, как это в тему! Как чудесно ложится под концепцию единения Руси, как превосходно оно накладывается на проводимую ныне политику усиления влияния Православной Церкви. И всё! Дальше - ничего нет.
Да, фильм повествует о любви и о человечности, а так же, через оппозицию, показывает нам образ правителя государства, стараясь показать, сколь нелегкое это дело быть помазанником Божьим. Но фильм не показывает, на мой взгляд, самого важного, того, что так держит и терзает в том же Андрее Рублеве - он не показывает Народ! Народ есть, иногда он мелькает, но это не более чем образ безвольной толпы, беснующейся под окнами царя, либо наблюдающей казнь. Народ не показан, не раскрыт, а как можно снимать фильм о Царе, на говоря ни слова о его Народе?
Фильм наполнен всяческими образами-символами, но оно опять же настолько на поверхности в большинстве своём, что даже не вызывает особых эмоций. Взять хотя бы последний поцелуй Ивана Филиппу, обрекающий последнего на смерть. Не слишком ли прямо? Как-то даже эффект теряется. Может не стоило так акцентировать на этом внимание, тогда бы этот символ действительно раскрылся во всей красе? А то только барабанного боя не хватало. Плюс, совсем не обязательно, по моему, для того, чтобы показать страдания и муки, крупным кадром показывать развороченные, пожираемые медведем кишки. Ведь показывали же это и Тарковский, и Эйзенштейн не вводя в кадр отрубленные головы! У Тарковского, конечно, тоже есть свои заскоки: он и корову сжигал, и собаку до смерти забил, но там эти сцены действительно имеют настолько сильный психологический эффект, что тебя колотит ещё несколько часов, а тут же тебя всего-то разок передергивает, и то, скорее от отвращения.
Этот фильм можно, на мой взгляд, отнести к такому странному роду, как элитарная культура, опущенная до уровня массовой. О таком фильме вроде бы и в богемных кругах почесать языком не зазорно, а с другой стороны практически любой человек сможет легко посмотреть его, и не вырубиться, и не пасть в полном шоке, а потом ещё и пообсуждать его с друзьями за чашечкой кофе и сигаретой.
В общем, не скажу, чтобы я был прямо-таки потрясен фильмом, но тем не менее, несмотря ни на что, фильм оставил весьма сильное впечатление. Хорош хотя бы сам факт того, что такие фильмы снимают, что не перевелись ещё женщины в русских селеньях, и что у нас ещё есть возможность надеяться на то, что лучший шедевр Лунгина ещё не снят, и сто нас всё ждет ещё впереди.